Академия наук. Колмогоров Андрей Николаевич. (2006.2018.В.ДВП)
- Dmitry Polyakov
- 8 мая 2018 г.
- 1 мин. чтения
Разговор как-то незаметно перетёк в рассказ Андрея Николаевича о нашей Академии и об академиях вообще. Многое из этого поразившего меня рассказа я помню дословно и попробую воспроизвести.
Академии наук в разных странах возникли примерно одновременно, в XVII– XVIII вв., в эпоху промышленных революций. Правителям были нужны эксперты, способные дать определяющие советы в серьёзных делах. Причем эксперты, которые превыше всего ставили бы свою репутацию. Создание института таких экспертов и привело к возникновению академий, которые, ввиду особой их важности, получили королевские или императорские (как в России) хартии.
Большинство академий при этом, по уставу, сохраняют (или лишь незначительно увеличивают) свой численный состав, а значит, для поддержания предписанной им миссии особо важным становится избрание новых членов взамен уходящих.
Так вот, Андрей Николаевич провёл, как это часто бывало, свои «расчёты», какие численные соответствия должны выполняться для обеспечения «здоровья»академии (т. е. постоянного наличия достаточного числа высокопрофессиональных,
добросовестных и ответственных экспертов): 30% всех академиков должны составлять ученые, которых просто нельзя не избрать. Они могут быть неприятными в общении, даже отталкивающими, но их результаты в науке должны быть такого уровня, что если они не будут избраны в академию, это может оказаться опасным для ее, академии, престижа. Еще 40% от числа академиков следует отдать тем, кто, будучи избранными, будут хорошими академиками, но если их не избрать, катастрофы для академии не случится. И только в этом случае на оставшиеся 30% мест можно избрать таких, которых нельзя избирать (как я понял, по недостаточности научного уровня). Если эту пропорцию нарушить, академия неизбежно потеряет свой авторитет, общественную, а впоследствии и государственную поддержку. Добавлю от себя, что было бы интересно проверить нынче этот «расклад»! С.58-59
Г.И.Баренблатт. Что я помню и буду помнить всегда.
Колмогоров в воспоминаниях учеников: Сб. ст. /Ред-сост. А.Н.Ширяев. М.:МЦНМО, 2006.
Comments